Archive for 2 января, 2012
ЭЛИЗАБЕТ — глава 3 из повести “Горожане”
Фото- Ночной Нальчик. Кабардино-=Балкария.2011
““-«Какое странное чувство. Где-то там, в пространстве вращаются с бешеной скоростью черные и белые, вперемежку с красными, — .глава 1.
ЭЛИЗАБЕТ — глава 3
Сейчас, лежа в палате Эльза поняла, что память, нехотя и лениво, но все же возвращается к ней. Она нашла точку отсчета. Медленно, но уверенно ее память лавирует в лабиринте событий. Переведя взгляд на потолок, она увидела все те же танцующие тени от лап елей, клонимых ветром. Они о чем-то шептали друг другу, танцуя свой бесконечный и затянувшийся танец, но танцевали они уже не так спешно, а в более медленном темпе, иногда застывая в таинственных образах. Наступал очередной рассвет и рассеивал страхи немого кино.
Эльзу радовало, что память, преодолела запретные барьеры в картинах оживающего прошлого, обретает краски, а цепочка событий укладывается в полнометражный озвученный фильм со знакомым сюжетом. Её радовало и пугало одновременно, что в итоге она вспомнит и то, что послужило причиной ее пребывания здесь, в этой палате. Что же это принесет ей?…………..
Если бы Эльза в то утро, стоя на трапе самолета под ласковыми солнечными лучами, знала, что ждет ее в скором будущем, что послужит причиной ее пребывания здесь, – возможно, она повернула бы обратно и не пересекла бы пограничную линию аэропорта……..
Очередной рассвет принес воспоминания из дня 13 октября 2005 года.
Словно из небытия одна за другой всплывали картины того солнечного утра. Это было поистине по-царски подаренное природой осеннее утро. Яркое небо цвета кобальта, по-осеннему яркие, горящие цветы на газонах и безумно зеленая трава, как в весенние дни. Город с восходом солнца искрился и пылал от обилия фантастических переливов праздничных тонов и полутонов. На изумрудные лапы голубых елей, тихо кружась, опускались золотые звезды кленовых резных листьев, Розовые облака важно вышагивали в небе. Похожие на фламинго, они вальсировали в странных экзотических позах, привлекая своими танцами взгляды горожан.
Все смешалось и перевернулось в одночасье……
Мурату не спалось. Он встал и вышел на балкон. Залюбовался первыми проблесками просыпающегося небосвода. Пели птицы, но в стройный привычный мотив вмешивались, странные звуки. Мурат закурил и, облокотившись на перила, посмотрел вниз. На первом этаже располагался магазин «Арсенал». Хозяином этого магазина был его друг. Если небо уже отсвечивало розовым отблеском восходящего на Востоке солнца, то внизу между домами еще была предрассветная тьма. Мурат увидел внизу силуэты людей, пытающихся зацепить тросом решетку окна магазина. Рядом с магазином на тротуаре, стоял зеленхозовский трактор, готовый сдернуть решетку. Он, не раздумывая, решил пошутить над другом.
— Эй, Казбек, что так рано? И почто людям спать не даешь? – Крикнул он в темноту улицы, но вместо голоса друга в предрассветных отсветах неба Мурат увидел, скорее даже интуитивно понял, что снизу смотрит не его друг, а направленный на него ствол автомата. Его словно пружиной отбросило к стене, он ввалился в комнату, схватил телефон и стал звонить в милицию. Сознание работало автоматически, он не испытывал паники, знал, что паника равносильна смерти. Через несколько секунд он услышал вой сирен и стал набирать номер телефона друга…..
Боевики входили в город одновременно со всех сторон, в один час и в одну минуту, словно начинали хорошо отрепетированный спектакль. Атаковали охотничий магазин “Арсенал” одним из первых — видимо, нужено было дополнительное оружие…
Утро…. Утро начиналось не так, как-то совсем не так, как обычно. Оно не в неге встречало жителей, а встречало весьма странно и обреченно. Столбы дыма закрыли чистые облака, а шум канонады заглушил пение птиц…..
В тот памятный день, 13 октября 2005 года, в восемь часов утра в Нальчик вошли отряды боевиков, которые осуществили нападение на все силовые структуры города одновременно. Около девяти часов московского времени нападению подверглись аэропорт, погранотряд, военный комиссариат, здания ФСБ, МВД и Федеральной службы исполнения наказаний.
В центре города, на здании главного офиса одного из провайдеров сотовой связи, обосновались снайперы-боевики, которые держали под прицелом центральную площадь города. В магазине “Сувениры” боевики взяли заложников, атаковали три городских ОВД, взорвали одну из базовых станций мобильной связи сети “Мегафон”…. Начинались дни испытаний для нальчан…….
В это самое время Эльза была в городе, в самом центре событий. Идя через сквер по направлению к мечети, по необычайно зеленой траве, она видела не только головки ярко оранжевых бархатцев, цветущих на рабатках, но и слышала перестук приближающихся автоматных очередей и одиночных выстрелов. Она шла спокойно, не суетясь, не ускоряя шаг. Просто она поняла, что рядом, на кровле пятиэтажного дома, притаился снайпер. Она ощущала это каждой клеточкой своего мозга, каждой клеточкой своего тела: одно неверное движение — и все…
В памяти всплыл рассказ бабушки из блокадных днях Ленинграда. Она шла и словно слышала голос бабушки:
— Если ты слышишь звук пули или снаряда, то он уже не твой. Бойся того, которого ты не слышишь, он может стать твоим, — говорила она Эльзе, рассказывая о Блокаде, о налетах и о том, как они гасили зажигательные бомбы, дежуря на крышах Ленинградских домов……
Медленно, не останавливаясь и не прибавляя хода, не глядя в сторону снайпера, она прикидывала в уме маршрут, где сможет быть в относительной безопасности хотя бы в последующие несколько минут, решить, как быть дальше.
Единственным желанием Эльзы было вернуться домой и найти своих близких и друзей, удостоверится, что все живы и никто не пострадал.
Она вышла из сквера и остановилась у дороги, не зная, что делать дальше и как добраться на другой конец города.
Единственная улица, по которой шел транспорт, была улица Шогенцукова. Но через несколько минут и на этом месте из гранатомета обстреляют троллейбус, погибнут люди, хотя в первые минуты никто этого не знал. Сейчас же еще можно проехать в другую часть города.
Возле Эльзы притормозила машина, водитель крикнул ей и мужчине, стоявшему рядом: :
— Быстрее! Садитесь!
Они сели в машину и узнали, что водитель спешит в район «Горная» где в одной из школ у него учатся дети. Он спешит за ними. Он с надеждой лавирует, между машинами. Нам по пути, при условии, что туда можно будет проехать.
Пришлось ехать через курортную зону. Они свернули на улицу Торчокова, между санаториями и детскими садами. Из детских садиков эвакуировали детей на территорию охраняемого объекта. Простые прохожие, случайно оказавшиеся в этом месте, солдаты — все, кто оказался здесь волею случая, брали детей и переносили их на руках, передавая их по живой цепочке друг другу, бережно и осторожно. Дети были главными в эти минуты для всех горожан.
Люди выходили из домов, из офисов, пробирались к зданиям школ, которые находились на линиях огня боевиков, и рискуя собственными жизнями, выводили детей из школ, передавая их через ограды и пряча в домах. Там, где это было еще возможно, детей сажали в машины и вывозили из города в ближайшие села, отдавая их в заботливые руки селян. Никто не сомневался, что дети будут накормлены и спасены, а родители потом найдут своих детей. Главное — спасти. Когда связь в городе наладилась, разыскивали родителей и сообщали им, что дети в безопасности.
Самое удивительное было то, что в городе не было паники и суеты. Связь не работала, дозвонится, узнать о судьбе близких людей было просто невозможно, хотя по всем каналам телевидения всего мира и радиостанциям уже сообщали о событиях в городе Нальчике, Республиканское телевидение сообщений не давало и это пугало. Горожане были в неведении, первые сообщения они слушали только по центральным российским каналам. К счастью, телецентр работал без перебоев.
-В 13.45 попытку захвата боевиками здания ФСБ в Нальчике удалось отбить, сообщило “Эхо Москвы” со ссылкой на источник в ФСБ. По его словам, здание захвачено не было.
-Рядом со зданием работает снайпер, который убил одного сотрудника ФСБ и ранил еще четверых. Все сотрудники в настоящее время участвуют в поиске и преследовании боевиков. Здания республиканских ФСБ и МВД серьезно пострадали, — передает радиостанция. — Там начался пожар…
-В 14.50 РИА “Новости” сообщило, что президент России Владимир Путин поручил полностью блокировать Нальчик, “чтобы ни один боевик не покинул черту города”. “Владимиром Путиным дано поручение, принять меры к полному блокированию города, чтобы ни один боевик не покинул черту города. Все, кто будет с оружием в руках и будет оказывать вооруженное сопротивление, должны быть подвергнуты ликвидации”,
По данным УФСБ, в нападении на город участвовало до 300 боевиков. Они совершили практически одновременные нападения на восемь точек в Нальчике. В операции по их ликвидации участвовали подразделения Минобороны, МВД и ФСБ. По данным телеканала НТВ, в результате нападения погибли от 10 до 15 местных жителей. В больницах находятся около 70 раненых.
-В 16.40 появилась информация, что боевики захватили заложников, которых держат в здании напротив УФСБ по Кабардино-Балкарии. Это стало известно от трех женщин, сумевших убежать в тот момент, когда боевики совершали намаз. Впоследствии эту информацию подтвердил Козак.
-В 18.00 командующий 58-й армией генерал-лейтенант Виктор Соболев заявил, что армейские подразделения блокировали Нальчик с трех сторон. По его словам, подразделения 58-й армии совместно с другими силовыми структурами продолжают спецоперацию по уничтожению боевиков. Соболев отметил, что благодаря своевременной переброске в Нальчик 135-го полка армии удалось отбить нападение боевиков на городской аэропорт……
-В 18.05 боевики, захватившие шесть женщин и засевшие в магазине “Сувениры”, отпустили трех заложниц в обмен на две бутылки питьевой воды. Магазин расположен на первом этаже дома, на углу проспекта Ленина и Ногмова в самом центре города….
Повсеместно идут бои. Горят здания. Центр отсечен блокпостами от других районов города, в которых также идут бои. К утру следующего дня остается всего два очага боевых действий, но это еще ничего не значит, что город чист. Командование вводит войска и объявляется зона КТО-контртеррористической операции, -которая будет длится еще не один месяц…
Эти трагические дни сплотили горожан. Цель, которую ставили перед собой террористы – Запугать людей — не была ими достигнута. Все произошло с точностью наоборот….
Эльза, приехав в Нальчик, попала в самую гущу событий. Она вместе с друзьями пережила все волнения, выпавшие на долю нальчан.
На второй день событий Эльза с друзьями узнали, что в первые же минуты нападения боевиков на центр одной из структур погиб их друг- журналист. Славный мальчик Таймураз. Совсем молодой парнишка, недавно сыгравший свадьбу. Буквально за неделю до событий Тамик вернулся из Праги, где представлял свою журналистскую работу на конкурсе молодых журналистов Европы.
Непостижимо, что его нет. Эльза смотрела на последние кадры снятого Таймуразом репортажа с места событий, и перед ней разворачивалась трагическая картина. Этот мужественный мальчик, истекая кровью, в упор расстреливаемый боевиками, прислонившись к бордюру дороги, сжимал из последних сил руками кинокамеру и снимал, снимал, снимал, пока его глаза не закрылись, а сердце не перестало биться.
Через две недели после его гибели пришло сообщение из Праги, что Таймураз получил главный приз на фестивале, но получить этот приз юноша уже не смог. И приз фестиваля и награда за мужество позже были вручены его маме.
Раненый город почти до Нового года залечивал раны, нанесенные боями. Горожане и городские службы вычищали город от покореженных машин, строймусора от разрушенных зданий, специальные службы убирали трупы боевиков. Разруха порожденная военными действиями выглядит весьма непривлекательно. Можно замазать и покрасить следы от снарядов в стенах зданий, можно залатать выбоины в асфальте, но трудно, а иногда и невозможно залечить душевные раны и отключить память. Память о погибших, о причинах, о попавших в сети и одурманенных молодых боевиках…
Переживания я Эльзы этими событиями не закончились. Заболела и слегла ее мама, которой стал необходим уход. Эльза понимала, что сейчас бросить родителей она не имеет морального права. Если она развернется и улетит к мужу, сыну, в сытую Европу- она будет постоянно корить себя за это. Но если она останется здесь, она потеряет свою семью. Выбор не велик, но решать надо. И она приняла решение. Она остается с родителями, станет их поводырем, кормильцем, возьмет на себя весь груз заботы об их комфорте в старости. Ведь она прожила счастливую жизнь. Пришло видимо время, оплатить, счета.
Ее сердечко не вынесло столь тяжелого груза потрясений последнего времени. Наверное, это и стало причиной ее заточения в больничной палате.
Если в первые дни она пыталась восстановить цепочку событий, отключенную ее памятью, то теперь, когда память, хоть и преодолевая запретные барьеры, восстановила картины прошлого, когда эти картины обрели краски, когда их цепочка уложилась в полнометражный озвученный фильм, она не знала, стоило ли вспоминать.
Но все, же она понимала — да, она знала твердо, что память и дана человеку в награду, как существу мыслящему, дабы не повторялись ошибки прошлого. А еще Эльза поняла, что она должна встать, снова научится ходить и — жить, жить, жить… Жить не ради жизни, а ради тех, за кого она теперь в ответе.
С этого момента она начинала новый отсчет времени своей жизни, так же, как и город, в котором она теперь видимо, останется надолго……
Четыре поколения… Династия…
Восемьдесят, сорок, двадцать, шестьдесят,
Как по нотам расписан жизни срок.
А минуты бегут, как сквозь пальцы песок,
Но все тот же, материнский ласковый взгляд.
Справедливость, а где этот редкий цветок?
Осталась в серых глазах — бесконечная боль.
Вот и близка разгадка, и ты знаешь пароль,
Летит за окном последний кленовый листок…
Синий троллейбус устал от пыльных дорог
Не заглянуть нам с той стороны лепестков
Лишь остается с нами надежда, вера, любовь,
Преклоненье колен и исполненный рок,
Пусть птицы летят…
Нарисую рассвет на белом холсте,
Мазок кобальта брошу в небо.
Там, в недоступной своей, чистоте,
Облака несут каскады альбедо.
.
Солнце в ноте медово-золотистой,
Легкими штрихами брошен серп луны.
Леса наполнены святостью чистой,
С отраженьем скал в зеркалах волны.
Нарисую птиц в небесах — пусть летят
Над облаками, словно вальса ноты.
Бесшумно-легко тени их заскользят,
Оставляя все проблемы, заботы.
Разбегутся тропы вверх к горизонту,
Переплетаясь в геральдический герб,
Вперед к приключеньям, прочь от комфорта,
Поверьте, нелегок художника хлеб…
Знаете, когда всё “серо” — надо поставить правильную музыку
На серпантине шелест шин
Под музыку Шопена льется.
И этот мир, и этот миг…
И вечный выбор остается.
.
Всегда есть выбор — либо вверх
Стремится, либо подчиниться.
Меж прошлым, лающим во след,
Не плакать, не страдать, не биться.
В движеньях сумрачной души,
Глубокий вздох… хрипит и бьется,
И ветра шум в ночной тиши,
Там из глазниц огромных льется.
Мне бы мир — рывком раздвинуть!
Наш день порой бывает суетлив.
Пропасть!!! Раствориться!!! Сгинуть,
Стаканом размышления залив.
,
Ручей журчанием воды смеется,
Миром заправляет дикий джин.
И к свежей ране тихо кровь крадется…
И боль и фарс, предательство и … сплин….
Песня дождя и красная роза…
Безмолвье граций, границ не пошатнется,
Когда с красной розой ко мне войдешь
Мир не рухнет вмиг, не перевернется,
Коль и стану пленницей странствий… грез….
.
Все печальное, вдруг улетучится дымкой.
Улыбка озарит грустный мой лик, но на миг,
И снова грусть рядом закружит невидимкой,
Прикрывая вуалью безнадежности крик.
.
Не все ведь то золото, что ярко блестит,
А красные розы в руках порой — ритуал.
Сердце, как пламя свечи на ветру — дрожит,
И скромный оркестр увертюру уж отыграл.
.
Мимо полустанка промчался скорый,
В перестуке колес, слышала песнь дождя…
Вокзал….вагоны….задвинуты шторы……
А итог? — Пеняем судьбу, жалея себя….
Странный сон….
Мне сегодня снился дивный сон
Льющийся сквозь музыку дождя.
Там в долине за твоим плечом,
В ярких лучах восходящего дня
Тихо с руки я голубку кормила…
Дом там увит в изумруд плющом.
В странных же, бликах ослепших окон-
Тень прошлого в безмолвьи скользила,
Переплетая пространство времен.
Там в бухту знакомая барка входила,
Дождь слепой стучал по ее парусам,
Светилась… плыла… надежду дарила —
Ожившие грезы — остывшим сердцам.
Latte di cocco!!! – Мальчик кричал,
Заглушал его голос, шелест воды….
Ты долго стоял.. смотрел.. молчал..
Серфинг взлетал на гребень волны.
Сатурния, распустив косы хрустальные,
Ниспадала с вершин замшелых скал,
Горячи, блистали озера зеркальные,
Каждый счастья в живых водах искал.
Средь гор Таскании вились дороги.
И в клаксонах хрипловатых контральто,
Звучало чувство печальной тревоги,
На серпантинах совершавших сальто.
Вдруг, затмение солнца настало,
С тайною наши души столкнулись.
На мгновение сердце мое онемело….
Вмиг потемнело, птицы умолкли..
И звезды на небосвод вернулись…
Мне сегодня снился странный сон,
Возвращавший в мир тот счастливый.
С губ отрывался сладостный стон,
Ввысь птицей, летел он свободный.
Проснулась!………….
В судорогах утро туманом бьётся,
Безжалостной болью стучится в окно.
Воспоминаний нить струйками вьётся,
Но стоит ли жалеть о том, что ушло? …
В жемчужных тонах небо и хорошо!
————————————-
Водопад Сатурния — падающие с высоты каскады горячей воды в озеро. Самые знаменитые термальные озера и водопады в Италии. Серпантин дороги до Капелыl имеет 142 поворота на километр, да еще и резко в гору . Авто проезжает этот участок только с включенным сигналом. Иначе звездец! Ощущение от такой дороги ( не буду рассказывать). Отправляйтесь смело в Тасканию, там много чудес.
Одинокая Мечта..
Миг Мечты, словно узор снежинок,
На теплой ладони сверкнет слезой,
Сердце россыпью маленьких льдинок,
Соль на щеках, позабытых тобой.
.
Одеялом из легких пушинок,
Землю шутя, укрывает зима.
Из сегодня в страну невидимок,
Мечта улетит, оставшись одна.\
.
Холодно ей в своем одиночестве
Не с кем в дальние страны слетать.
Ей зажатой в миллионном городе
Не с кем звёзды рукой доставать.
.