Archive for 4 мая, 2010

НЕОКОНЧЕННАЯ ПЕСНЯ И НЕСКОНЧАЕМЫЙ ПЛАЧ.

открытая книга_L

МУКОЖЕВ АНАТОЛИЙ ХАБАЛОВИЧ

ПОЭТ
Член Союза Писателей
Образование: Кабардино-Балкарский Университет.
Факультет: Филология.

Заведующий отделом издательства «Эльбрус»
Автор вышедших из печати 10-ти сборников поэзии, на родном и русском языках.
О нем я хочу рассказать сегодня подробнее. Мое уважение к этому человеку безмерное.
Вся его жизнь это неоконченная песня и нескончаемый плач.
Трагическая смерть оборвала жизнь Марины, жены Анатолия, оставив его с двумя маленькими девочками на руках. Анатолий воспитал девочек сам, пронеся через всю свою жизнь лебединную верность своей возлюбленной жене.
Сборник стихов «Марина», вышедший в издательстве «Эльбрус», кабардинский поэт Анатолий Мукожев посвятил ей,своей жене. В течение четырнадцати лет она была музой, спутницей, другом поэта, матерью его двух дочерей, а в 2001 году в возрасте 38 лет ушла из жизни.
Самое первое стихотворение, посвященное Марине, еще не жене, поэт закончил строками: «И знобит меня, душу леденя, наше с тобой расставание». Ничего тогда не предвещало беды, но все годы совместной жизни Анатолий казнил себя за эти слова, которые оказались пророческими.
Сборник состоит из двух частей. В первую «Моя неоконченная песня и нескончаемый плач» вошли стихотворения, посвященные Марине при жизни и уже после смерти. Во второй «Мы были единомышленники и родственные души» собраны стихи с учетом ее вкуса и взглядов, в которых автор размышляет о жизни и смерти, о добре и зле, о непреходящих нравственных ценностях.
Кабардинские поэты лишь изредка прибегают к жанру элегии, в котором написано большинство произведений сборника. Анатолий Мукожев постарался восполнить этот пробел.
«Если кабардинский поэт не будет писать о любви, как мир узнает, что кабардинец способен на такое глубоке чувство? — говорит Анатолий Мукожев. — У поэзии нет границ, и все поэты единой крови. Искусство для того и существует, чтобы облагораживать чувства. Тот, кто способен на возвышенное чувство, поймет меня, а мнение остальных меня не интересует. «Я пожелал бы врагу в строгости жить без любви», — сказал Овидий. Наверное, это самое тяжкое бремя для нормального человека. Любовь — самое удивительное и самое прекрасное чувство на земле. Несчастен тот, кто уходит из этой жизни, не испытав его. Когда две родственные души лелеют друг друга, смысл жизни становится простым и ясным. Наша любовь была для нас бесценным состоянием, наши дети — богатством. Марина была образованной, уравновешенной, умеющей в любой ситуации принять правильное решение. Материальное благосостояние писателя оставляет желать лучшего, но никогда жена не упрекнула меня в этом, не потребовала сумочку или платье. Зато всегда поддерживала в моей борьбе со злом художественным словом. Наделенная ясным умом и тонким мировосприятием, она всем своим существом протестовала против насилия, лжи, ханжества и лицемерия. И до конца верила в то, что красота и доброта спасут мир. Она была воплощением современной кабардинки».
Его слова не расходятся с его мировоззрением. За чашкой кофе, глядя в его глаза я вижу там столько любви и воспоминаний о Марине, что начинаешь понимать — верность можно пронести через всю жизнь.