СЕРЕБРЯНОЕ СЕЧЕНИЕ

42e185cd9c97Серебряное сечение — это математическая константа, выражающая некоторое геометрическое соотношение, выделяемое эстетически. В отличие от золотого сечения, по аллюзии с которым оно названо, серебряное сечение не имеет единого определения. (Википедия)

Пропорцию, равную отношению целого к диаметру от целого, условимся называть
СЕРЕБРЯНЫМ СЕЧЕНИЕМ.

феноменом серебряного сечения (то есть с делением прямого отрезка в пропорции длина окружности/диаметр) в природных объектах и в творениях ума, рук и вообще человеческого гения мы сталкиваемся, может быть, не реже, чем с золотым сечением.

По совету Б.В.Раушенбаха, изучением «Серебряного сечения решил заняться, — поэт, писатель и исследователь старины Андрей Чернов на примере системы русских саженей.

Летом 1995 года Андрей Чернов  связался с петербургскими архитекторами-реставраторами, восстанавливавшими храмы Старой Ладоги, и вскоре выяснилось, что в пропорциях Георгиевской и Успенских церквей (обе – XII век) заложено точно такое, как в «Слове о полку Игореве» членение по числу π. С помощью И.Л.Воиновой удалось реконструировать и саму саженную систему. Основана она на корне из двойки, золотом сечении и числе π.

Интересные изыскания были произведены в области литература. Андрей Чернов рассмотрел принцип «Серебряного сечения» на примере произведения Александра Пушкина «Медный всадник».

В «Медном всаднике» 477 строк. Именно строк, а не стихов, что не одно и то же. При этом он, разумеется, не учитывал зачеркнутых самим Пушкиным (трижды!), но восстанавленных в пятом томе Академического издания редактором С.М.Бонди шестнадцати стихов (От «Евгений тут вздохнул сердечно…» по «…И внуки нас похоронят»). Частей в «петербургской повести» три. Каждая больше предыдущей ровно в полтора раза. А если целое разделить на среднюю часть, получится 3,16. Почти что π…

До 3,14 в средней части не хватает одной строки.

Впрочем, в «Медном всаднике» есть  один незарифмованный стих..

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг…

Где рифма к «пред нею»?

Может ее тоже смыло наводнением, как домик Параши?

Андрей Чернов в поиске. Он листает  академическое издание. Есть строка! И в черновике, и в беловой рукописи. Нет ее только в писарской копии, которую Пушкин, впрочем, правил. Бегу в Пушкинский Дом, чтобы свериться с оригиналом беловика:

…Со всею силою своею

Пошла на приступ. Перед нею

Все побежало…

Потерянную писарем строку Пушкин, конечно, заметил. Но восстанавливать не стал. Ведь без нее куда лучше! Так и Нева бросилась на город, смяв расчисленное его  пространство. Пошла на приступ, калеча сам  ритм  жизни  Петрополиса, отменяя законы быта, а заодно и законы рифмовки  четырехстопного ямба.

С восстановленным стихом пропорции «Медного всадника» таковы: Вступление – 96 цельных стихов; часть первая – 148; часть вторая – 222 стиха. Диаметр от 466 стихов как раз и равен 148 стихам. Пропорция по строкам: 97 + 152 + 229 = 478. И при таком подсчете средняя часть равна диаметру всего текста.

Любое художественное творение – виток спирали, разомкнутая окружность. Значит, у композиции стихотворения или фуги может быть и «диаметр композиции». То есть серебряное сечение. Только у Пушкина часть, равная диаметру, посредине поэмы, а у автора «Слова» это две крайние части. Уточним: разница между первой и третьей частями древнерусской поэмы – неполные четыре десятка слогов, но их среднее арифметическое настроено на число π.  Андрей Чернов  вспомнил о древнерусской архитектуре именно потому, что пропорции «Слова» – это пропорции трехнефного крестово-купольного храма. Три части «Слова» – это как три храмовых апсиды:  крайние поменьше, а средняя (алтарная) чуть больше.

Потом, правда, обнаружив акцент серебряного сечения и в других поэмах Пушкина, и в сонетной форме (пятый и десятый стих из четырнадцати), и в фугах Баха, он стал понимать, что невзначай коснулся какой-то закономерности, заложенной в художественную форму самой природой. Объяснение этому Андрей Чернов  видит только в антропоморфности, то есть в человекоподобии, и поэзии, и музыки. Или – что одно и то же! – в космотропности самого человека и наиболее человечных его творений.

Именно на трансцендентном числе π – то есть на таком, которое не может быть получено при помощи алгебраических уравнений! – зиждится гармония самой природы и гармония творчества. Ведь p – основа любой синусоиды, а, значит, и любого гармонического процесса.

Существует одна  СТАРИННАЯ  ОШИБКА КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ. Если одну октаву (от ноты до и до следующего до) принять за виток спирали, то малая терция будет соответствовать по частоте ноте ля. Но в темперированном (классическом) строе отношение 5/6 уже не работает: камертонное ля равно 440 герцам, а мы по эталонному до II октавы (523,25 герц) получаем ля I октавы в 436,04 герц.

В XVII столетии создатели темперированного строя разделили октаву на двенадцать равных интервалов. Они рассуждали так: если от до до до частота ноты удваивается, то темперированный интервал должен быть 12√2. (Умножив двенадцать раз число 1,0595…, получаем искомую двойку.)

Симфоническая музыка выросла из темперации октавы.

Но, понимая, что темперированная гамма – виток спирали, музыковеды вот уже три века не могут уйти от линейных представлений времен позднего Средневековья, хотя все музыканты слышат, что клавишные инструменты почему-то очень плохо звучат рядом со смычковыми.

Можно допустить, что на самом деле темперированный полутон не равен 12√2, но только близок к этому числу. И скрипач, и певец, и человек за роялем – все они настроены природой по числу π, а не по квадратным корням. Потому-то, надо полагать, опытные настройщики всегда перестраивают фортепьяно для игры со смычковыми, чуть повышая (по сравнению с эталонной) частоту каждого следующего до (а на самом деле – каждой ноты).

Отказавшись от сведения трансцендентной пространственно-временной гармонии к иррациональной гармонии диагоналей квадратов, мы откажемся от попытки выразить π через √2. И получим другое решение проблемы темперации и другое определение минорной терции: малая (минорная) терция – это диаметр частотного интервала от данной ноты до аналогичной ноты более низкой октавы, то есть серебряное сечение октавы. В этом случае, взяв эталонные значения до I и II октав, мы получим отклонение от камертонного «ля» только в 0,02 герца.

Это значит, что интервал каждой октавы надо расширить на несколько центов.

Ньютон разделил цветовую гамму по соотношениям простейшей фригийской гаммы. С тех пор мы и пользуемся архаичным по сути цветовым строем, очень мало соответствующим реальной «музыке сфер» и просто музыке, а значит, и гармонии вообще.

Серебряное сечение — это математическая константа, выражающая некоторое геометрическое соотношение, выделяемое эстетически. В отличие от золотого сечения, по аллюзии с которым оно названо, серебряное сечение не имеет единого определения.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.